Фейковые новости, манипуляции и недостоверные данные могут влиять на наше мнение и даже решения. Чтобы не стать жертвой дезинформации, важно развивать критическое мышление и проверять информацию перед тем, как ей доверять.
В этой статье — три простых шага, которые помогут вам анализировать новости и отличать правду от вымысла.
Шаг 1. Оцените источник информации
Кто публикует информацию:
Есть ли у источника репутация:
Проверьте, цитируют ли эту новость другие СМИ. Это не гарантия правдивости сообщения, но если что-то разместили только в одном-единственном источнике, то доверять такому сообщение не нужно.
Например, подобная единичная новость возникла на одном русскоязычном сайте:
"В сети распространили домашние адреса владельцев Tesla. Утечка произошла на фоне кампаний против Илона Маска. Угрозы начали поступать и владельцам электрокаров. За последние недели было зафиксировано более десяти актов вандализма в отношении объектов Tesla. Среди них витрины магазинов, зарядные станции и сами машины. Вчера стало известно об их массовом поджоге в Лас-Вегасе". На сколько эта новость реальна – сложно судить. Массового распространения она не получила, скринов приложения нигде не было. Зато было много эмоциональных слов типа: "шок", "обидело", "ненависть", "насилие" и прочие.
- Официальные СМИ (государственные или авторитетные международные издания) обычно проверяют факты, но даже они могут ошибаться
- Неизвестные сайты или соцсети. Часто распространяют эмоциональную информацию, которая может стать "вирусной". О фактчекинге они обычно не думают.
- Анонимные аккаунт. Если автор скрывает свое лицо и имя, то такому источнику точно не нужно доверять
Есть ли у источника репутация:
- Как давно существует ресурс?
- Были ли у него скандалы из-за фейков?
- Что пишут о нем в независимых рейтингах? Да, есть такие. Например, Media Bias или Fact Chek.
Проверьте, цитируют ли эту новость другие СМИ. Это не гарантия правдивости сообщения, но если что-то разместили только в одном-единственном источнике, то доверять такому сообщение не нужно.
Например, подобная единичная новость возникла на одном русскоязычном сайте:
"В сети распространили домашние адреса владельцев Tesla. Утечка произошла на фоне кампаний против Илона Маска. Угрозы начали поступать и владельцам электрокаров. За последние недели было зафиксировано более десяти актов вандализма в отношении объектов Tesla. Среди них витрины магазинов, зарядные станции и сами машины. Вчера стало известно об их массовом поджоге в Лас-Вегасе". На сколько эта новость реальна – сложно судить. Массового распространения она не получила, скринов приложения нигде не было. Зато было много эмоциональных слов типа: "шок", "обидело", "ненависть", "насилие" и прочие.
Шаг 2. Ищите подтверждающие доказательства
Любая достоверна новость опирается на факты. Хороший и честный журналист всегда укажет:
Фейковые новости часто используют изображения и видео. Можно ли им доверять? Судите сами. Я думаю, что сейчас никому не нужно рассказывать о фотошопах, монтаже и прочим приложениям для редактирования.
Проверить медиа можно через:
- Официальные заявления (от властей, экспертов, организаций)
- Исследования или статистику (с указанием ссылки и авторства). Нельзя доверять фразам типа "ученые доказали", "большинство..." и прочим.
- Свидетельства очевидцев. Но их тоже нужно тщательно проверять. Ведь любое мнение, даже казалось бы честное, оно всегда субъективно.
Фейковые новости часто используют изображения и видео. Можно ли им доверять? Судите сами. Я думаю, что сейчас никому не нужно рассказывать о фотошопах, монтаже и прочим приложениям для редактирования.
Проверить медиа можно через:
- Яндекс картинки (поиск по картинке). Возможно, изображение уже где-то встречалось несколько недель назад и вид его вообще был иным когда-то
- InVid (анализ видео). Это платформа, которая помогает обнаружить, проверить надежность и точность видеоконтента, распространяемого через социальные сети
- TinEye. за несколько секунд установит, на каком ресурсе впервые опубликовали фотографию, уникальна ли она, или её взяли на фотостоке.
Шаг 3. Анализируйте логику и эмоциональную подачу
Манипуляторы часто используют:
Задавайте себе вопросы:
Если новость вызывает сильные эмоции, но не содержит фактов – скорее всего, это фейк или манипуляция.
Итог: не ленитесь проверять информацию. Тогда вы сможете принимать решения, основываясь на логике и анализе, а не слухах.
Хотите углубиться в борьбу с манипуляциями и отстаивание своей точки зрения, приходите на курс по аргументации
- Яркие заголовки. "Шок!", "Сенсация!" "Филипп Киркоров неожиданно сделал ЭТО. Все поразились!"
- Призывы к эмоциям. "Что будет делать тифозная вошь с накокаиненным носом...", "Зелёное небритое чмо заявило..."
- Обобщения без конкретики. "Все знают...", "Ни для кого не секрет..."
Задавайте себе вопросы:
- Кому выгодна информация?
- Есть ли в тексте логические противоречия?
- Нет ли преувеличений?
Если новость вызывает сильные эмоции, но не содержит фактов – скорее всего, это фейк или манипуляция.
Итог: не ленитесь проверять информацию. Тогда вы сможете принимать решения, основываясь на логике и анализе, а не слухах.
Хотите углубиться в борьбу с манипуляциями и отстаивание своей точки зрения, приходите на курс по аргументации